Горноуральский городской округ
с. Николо-Павловское
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20
Отчет по результатам самообследования МБДОУ №20 за 2018-2019 уч.годГорноуральский городской округ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 20 пер. Пионерский 1-А, с.Николо-Павловское, Пригородный район, Свердловская область, 622911,
Утверждаю: заведующий МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 _____________Семенова Н.В. Приказ № ____от 26.06.2019 г.
ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ САМООБСЛЕДОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 20 СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПРИГОДНЫЙ РАЙОН, СЕЛО НИКОЛО-ПАВЛОВСКОЕ ЗА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Введение, организационно-правовое обеспечение деятельности МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20
Настоящий отчет подготовлен по результатам проведения самообследования, проведенного в соответствии с требованиями: - Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» и от 10 декабря 2013 г. - Приказа № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию». Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения был определен согласно приказа заведующего ДОУ от 14.05.2018 «О сроках и форме проведения самообследования, составе лиц, привлекаемых для его проведения» - Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
Цель самообследования: - обеспечение доступности и открытости информации о деятельности детского сада. Форма проведения самообследования – отчет, включающий аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности детского сада.
Составители: заведующий Семенова Н.В. старший воспитатель Сивкова С.Н.
Раздел 1. Оценка образовательной деятельности.
1.1. Общая характеристика образовательной организации
Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 20 (Далее – ДОУ)
Сокращенное наименование: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 Место нахождения (юридический и фактический адрес), место хранения документов: 622911, РФ, Свердловская область, Пригородный район, с. Николо-Павловское, пер. Пионерский, 1а телефон: 8(3435) 915-439
Информационный сайт: Электронный адрес:e.mezenina@yandex.ru Тип: дошкольное образовательное учреждение Вид: детский сад комбинированного вида Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное учреждение Режим работы: функционирует в режиме неполного дня (10-часового пребывания), с 07.00 до 17.00 часов, в режиме 5-дневной рабочей недели. Руководитель организации: заведующий Семенова Н.В. Учредитель: Администрация Горноуральского городского округа, Свердловской области адрес: 622001, Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Красноармейская, 46 тел\факс 8 (3435) 418-244 E-mail: uoggo6@palladant.ru Глава администрации Летников Д.Г Начальник управления образования: Лунев А.В. Наличие и реквизиты документов ДОУ: Лицензия на право ведения образовательной деятельности Серия 66Л01, № 0000106, Регистрационный № 16724 от 25.10.2012 года срок действия – бессрочно; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН) – 1036602351972 от 13.01.1999 года, за государственным регистрационным номером 006794720 серия 66; Свидетельство о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, выданное Инспекцией МНС РФ по Пригородному району Свердловской области, серия 66, №002552128.
Перечень документации по образовательной деятельности Положения:
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20
- «Программа развития ДОУ»; - «Образовательная программа ДОУ»; Условия приема воспитанников в ДОУ Прием в ДОУ осуществляется в соответствии с Положением о порядке приёма детей в муниципальное дошкольное образовательное учреждение через АИС Е-услуги «образование». Отношения между родителями воспитанников и законными представителями строятся на договорной основе. Общее количество групп и детей – 6 / 129
Проектная мощность: 120 детей Язык обучения и воспитания детей: русский 1.2. Сведения об объектах ДОУ. Материально-техническая база ДОУ. Здание детского сада построено по проекту, двухэтажное, центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Имеются 6 групповых комнат, 6 спален. Спортивный зал находятся на первом этаже, музыкальный зал находится на 2 этаже. Методический кабинет расположен на первом этаже. Имеется медицинский кабинет и кабинет заведующего. Оснащение предметно-пространственной развивающей среды соответствует возрасту детей и ФГОС ДО. Для создания уюта и комфорта в детском саду во всех возрастных группах создана предметно-развивающая среда, которая соответствует современным требованиям стандарта дошкольного образования: игрушки, методические пособия, книги, настольные игры. В каждой группе имеются центры для художественно-эстетического развития, исследовательской деятельности, познавательного развития, театрализованной и игровой деятельности, уголки ОБЖ и зоны для уединения детей, которые формируются согласно возрасту детей. Предметно-пространственная организация групповых комнат обеспечивает выбор детьми центра для организации своей свободной деятельности: - центр игры – сюжетно-ролевой и развивающие игры; - центр экспериментирования; - центр для художественного творчества; - центр уголок художественной литературы; - уголок дорожной и пожарной безопасности4 - уголок природы. Содержание предметно-развивающей среды в детском саду соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. В групповых помещениях ведется воспитательно-образовательная, развивающая работа с детьми и родителями В ДОУ созданы безопасные условия для организации образовательной деятельности воспитанников и их физического развития: игровое оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, требованиям безопасности. Программно-методические материалы соответствуют возрастным особенностям, учитывают индивидуальные особенности детей, планируются с учетом ФГОС ДО. Методический кабинет оборудован компьютером и принтером имеет мультимедийный проектор. Там же расположена библиотека с методической литературы и периодическими изданиями. Кабинет функционирует с целью организации методической работы с педагогами, развития их профессионального уровня, просветительской, разъяснительной работы с родителями по вопросам воспитания и развития детей, проводятся консультации, семинары, мастер-классы, индивидуальная работа с педагогами. Медицинский кабинет лицензированый и находится на первом этаже. Он оборудован необходимым инвентарем и медикаментами: имеются весы, ростомер, холодильник 1 шт., бактерицидная лампа, тонометр, шкафы для медикаментов, весь необходимый инвентарь для работы медсестры. В приёмных групп ДОУ оборудованы стенды для выставки детских творческих работ; информационные стенды для родителей. Пищеблок находится на первом этаже. Состояние удовлетворительное. Оснащен необходимым технологическим оборудованием: имеется электрическая плита, духовой шкаф, холодильное оборудование, электро – мясорубка. Прачечная находится на первом этаже. Состояние удовлетворительное. Имеется 1 стиральные машина-автомат, утюг, ванна для грязного белья и мытья инвентаря. Овощехранилище. Отдельно стоящее полуподвальное помещение. Приспособлено для хранения овощей. Состояние удовлетворительное. На территории ДОУ оборудовано 6 участков с прогулочными верандами. На всех участках имеются зеленые насаждения, малые формы (домики, корабли, горки, песочницы) в соответствии с возрастом и требованиями СанПиН. На территории ДОУ проводятся ежедневные прогулки, игровая деятельность, досуги, праздники, развлечения, НОД по физическому развитию, образовательная деятельность на опытно-экспериментальном участке. Имеется спортивная площадка для подвижных игр, турники, в соответствии с возрастом. 1.3. Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса. На начало учебного года укомплектованность ДОУ педагогическими кадрами составляет 100%. На конец учебного года укомплектованность ДОУ педагогическими кадрами составляет 100%. На сегодняшний день в ДОУ работает профессиональный и образованный педагогический коллектив, обладающий высоким культурным уровнем. Педагоги уверены в себе, мотивированы на получение качественного результата, обладают адекватной оценкой деятельности. В ДОУ работает: 30 сотрудников Из них: Административно-управленческого персонала: 1 чел. Педагогического персонала: 14 чел. (из них 1 педагог декретном отпуске) Учебно-вспомогательного персонала: 6 чел. Обслуживающего персонала: 10 чел. Педагогический процесс в ДОУ обеспечивают специалисты:
- инструктор по физической культуре; - учитель-логопед; - социальный педагог; - педагог-психолог; - 8 воспитателей Из них имеют категории:
Для осуществления педагогического процесса имеются 2 музыкальных центра, мультимедийный проектор, ноутбук, в каждой группе телевизор и DVD-плеер. Оборудование доступно и удобно для организации работы с детьми . 100% педагогов используют информационно-компьютерные технологии при подготовке к ОД, в совместной деятельности с воспитанниками. Ежедневно пользуются Интернетом 80% воспитателей. Электронные образовательные ресурсы для работы с детьми: электронные пособия по обучению детей; - тематические презентации и загадки; - развивающие игры из различных серий; - аудиокниги и др. Педагоги имеют возможность использовать образовательные ресурсы, осуществлять взаимодействие с родителями по адресу электронной почты.
Фундамент образовательного процесса составляет основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная и утвержденная в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Программа базируется на положениях примерной основной образовательной программы дошкольного образования и программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой издание 3-е, исправленное и дополненное, 2016. Воспитательно-образовательная работа строилась по пяти образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», которые ориентированы на разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Образовательный процесс осуществлялся через совместную деятельность детей с взрослым (организованно образовательную деятельность и образовательную деятельность в ходе режимных моментов) и самостоятельную деятельность детей. В 2018-2019 учебном году в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 вся работа коллектива дошкольного учреждения велась согласно поставленным целям и задачам годового плана. Цель: продолжение работы ДОУ в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Задачи: 1.Развивать интеллектуальные способности, познавательный интерес, творческую инициативу у детей дошкольного возраста через опытно-исследовательскую деятельность. Создать РППС в группах для познавательного развития дошкольников через опытно-исследовательскую деятельность. Организовать работу педагогического коллектива, направленную на развитие экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста. Формировать способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формировать бережное отношение к природе и всему живому. Воспитывать уважение к труду. Развивать интерес к русским народным традициям и промыслам; Формировать элементарные знания о правах человека. Расширять представления о городах России. Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В процессе образовательной деятельности ДОУ в 2018-2019 уч. году была обогащена предметно - пространственная среда для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей. Во все группы были приобретены дидактические столы оснащенные комплектом для организации экспериментальной деятельности и необходимой литературой для использования в педагогическом процессе. Во всех возрастных группах были созданы уголки для экспериментирования, чтобы побуждать детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Групповое пространство спланировано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор и принимать решения. При этом среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и — что важно — для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия, тем самым способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге — учит учиться. Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работа в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет нам формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка. Организация работы педагогического коллектива по развитию экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста, велась согласно годовому плану. Были проведены консультации, педагогические часы и педагогический совет по данному направлению. Было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана с постепенным усложнением познавательных задач. В процессе осуществления образовательной деятельности созданы стимулы для регулярного целенаправленного включения детей в совместную познавательную деятельность путём включения в дидактические игры, проектно-исследовательскую деятельность, активно воздействующие на познавательное развитие детей. Взаимодействие ребенка и взрослого в игре, создание совместных проектов, помогли повысить уровень познавательного развития наших воспитанников. Таким образом, мы видим, что опытно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к положительной динамике познавательного развития детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Необходимо продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы познавательно — исследовательского развития воспитанников.
Анализ работы по совершенствованию работы по нравственно воспитанию детей через приобщение к истории и культуре родного края. Вторая годовая задача решалась через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей и родителей. Работа проходила через все образовательные области, через все адекватные возрасту формы и методы работы с детьми. В основу работы по ознакомлению детей с родным краем были положены конкретные принципы: -Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т.д.). Содержание концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности района, села», «История села» и т.д. Социально-коммуникативное развитие. Задачи реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные игры) «Моя семья, моя родословная», «Путешествие по городу», «Город мастеров» и т. д. Совместная деятельность развивает у детей принятие элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. В группах оформлены патриотические уголки. Реализованы краткосрочные проекты «Наша армия родная», «Никто не забыт, ничто не забыто». Эти проекты реализуются повторно с более раскрытым содержанием и целями соответственно возрасту детей. Был проведен досуг «День Победы», спортивный досуг приуроченный Дню Победы, в котором участвовал весь коллектив ДОО. Детей учили хранить память о павших во время ВОВ, уважать людей старшего поколения, заботиться о них; формировали у них представления о героях войны и о том, как сейчас люди помнят и чтят ныне живущих. Оформлялись различные тематические выставки и фотоотчеты – сотворчество родителей, детей и педагогов по рисованию на темы «Моё село», «Моя улица», «Моя семья», «День Победы» Процесс нравственно-патриотического воспитания детей не ограничивался лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей постоянно используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные патриотические объекты. Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определили необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы старались привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в их жизнь вне детского сада, в семье: -провели анкетирование среди родителей с целью выявить потребность и заинтересованность родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей, как оно осуществляется в семьях, какие вопросы возникают у родителей в ходе этого воспитания. В своей деятельности мы руководствовались ведущими принципами развития дошкольников. По итогам диагностических материалов по окончании работы прослеживается положительная динамика сформированности представлений у дошкольников о своей семье, селе, природе, культуре родного края. Таким образом, разработанная и апробированная на практике система по нравственно-патриотическому воспитанию детей через приобщение к истории и культуре родного края доказала свою эффективность: -устранен дефицит знаний детей о малой Родине, расширен их кругозор, у дошкольников сформированы представления (соответственно возрасту) об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях родного города. -у детей появился интерес к изучению, исследованию малой Родины. -у дошкольников развито доброжелательное отношение к близким людям, сочувствие и сострадание к чужому горю, уважение к достоинству других; дети научились прислушиваться к сверстникам, к их точке зрения, а также искать и находить новых партнеров для деятельности. -и с полной уверенностью мы можем сказать, что наши дети любят свой город. Анализируя результаты проделанной работы, можно сделать вывод о том, что приобщение детей непосредственно к истории и культуре малой Родины заметно облегчает дошкольникам процесс восприятия патриотической информации. Знания, полученные детьми, способствуют формированию чувства принадлежности к семье, детскому коллективу, своему народу, что, в свою очередь, является надежной основой, первой ступенью воспитания чувства патриотизма у дошкольников. Анализ работы по охране жизни и здоровья детей. В ДОО уделяется охране и укреплению здоровья детей первостепенное внимание. Ведь здоровье - одно из важнейших условий полноценного физического и психического развития детей дошкольного возраста. Решая задачи сохранения и укрепления здоровья детей, в работе использовались разнообразные формы и методы: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре в зале и на улице, физкульт-минутки, гимнастика после сна, подвижные игры и упражнения в течение дня, в летний период воздушные и солнечные ванны, босохождение по массажным дорожкам. Проводились с детьми разнообразные интегрированные занятия с включением двигательной активности, спортивные досуги и праздники. Существенное место в решении задач физического воспитания занимают различные формы активного отдыха: спортивные досуги, праздники, дни здоровья. Они помогают создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей ребенка, улучшению его работоспособности и закаленности, и являются эффективным средством всестороннего развития и воспитания. Нами ведется учет индивидуальных особенностей здоровья детей, ежегодно составляются карты развития ребёнка. Вся работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований: организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, развитие физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в дошкольном учреждении. Оздоровительная работа ведется систематически, и постоянно контролируется. Используя формы двигательной активности и решая задачи сохранения и укрепления здоровья детей, мы видим положительные результаты.
Оздоровительно-профилактическая работа. Медицинское обслуживание детей осуществляется медицинской сестрой районной поликлиники. В ДОУ медицинской сестрой и педагогами в группах проводятся следующие лечебно-профилактические мероприятия: Закаливающие процедуры. Проводятся профилактические прививки. Проводится анкетирование детей (антропометрия). Большое внимание коллектив уделяет закаливающим процедурам. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом рекомендации медсестры, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Оздоровительно-профилактическая работа проводилась в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Велась целенаправленная санпросветработа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного, сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима. Родители дошкольников были ознакомлены с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, с оздоровительно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, с результатами диагностики состояния здоровья ребенка. По итогам мониторинга следует отметить, что заболеваемость в ДОУ в 2019 году снизилась на 0,3% по сравнению с 2017 годом. Эта положительная динамика доказывает эффективность форм и методов, применяемых в ДОУ для обеспечения высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их психологической защищённости и эмоционального благополучия
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, и комбинированной направленности для детей с нарушениями речи.
Годовой план работы МБДОУ реализован в соответствии с Основной образовательной программой (далее ООП) МБДОУ № 20 и следующими нормативными документами:
«От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014,
Родители (законные представители) имеют право знакомиться с процессом реализации и результатами освоения детьми ООП.
Цели и задачи методической работы ДОУ Методическая работа, осуществляемая в течение учебного года, органично соединялась с повседневной практикой педагогов. Одной из главных задач в деятельности методической службы стало оказание реальной, действенной помощи всем членам коллектива. Формы методической работы: - Традиционные: - тематические педсоветы; - повышение квалификации; - работа педагогов над темами самообразования; - открытые мероприятия и их анализ; - участие в конкурсах. Инновационные: - мастер - классы; - проектная деятельность;
Высшей формой методической работы является педагогический совет. В ДОУ проводятся педагогические советы, которые включают теоретический материал: (доклады, сообщения, аналитический материал, анализ состояния работы по направлениям, итоги диагностики и мониторинга, рефлексивные тренинги для педагогов выработка методических рекомендаций). Были подготовлены и проведены педагогические советы: - Подведение итогов летней физкультурно-оздоровительной работы. Определение цели и задач на 2018 – 2019 уч. год - Нравственное воспитание дошкольников в семье и ДОО, как условие воспитания достойного гражданина. - Преемственность в работе дошкольного и начального школьного образования - Итоговый. Подведение итогов за 2018-2019 уч. год. Цели и задачи на летний период работы ДОО. Следующей формой повышения педагогического уровня педагогов являются консультации. Нужно отметить, что в этом учебном году расширился круг тематики консультаций, особенно воспитателей интересовал вопрос внедрению в учебный план познавательно-исследовательской деятельности, тематическое планирование по данной теме. Открытые просмотры занятий. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе, что позволяет самим педагогам, включаться в процесс управления качеством образования. Для выявления проблем, в работе воспитателей и своевременной коррекции воспитательно-образовательной работы в ДОУ методической службой использовались разные виды контроля. Были осуществлены: Обзорный смотр-контроль «Готовность групп ДОУ к новому учебному году», который показал, что во всех возрастных группах соблюдены требования к безопасности для жизни и здоровья детей к мебели и игровому оборудованию, соблюдаются санитарно-гигиенические требования по оформлению помещений, оформление предметно-развивающей среды педагогически целесообразно. Сюжетно-ролевые игры, дидактические пособия, детская литература – всё подобрано в соответствии с возрастом детей, удобно расположено, позволяет детям самостоятельно, по своему желанию формировать игровое пространство. Фронтальный (комплексный) контроль – контроль, осуществляемый по заранее разработанному плану ДОУ. По каждому проверяемому пункту, сделана аналитическая справка. По необходимости, проведена коррекционная работа. Тематический – В этом учебном году, темой тематического контроля было « Нравственное воспитание дошкольников». Целью тематической проверки было определение уровня качества организации воспитательно-образовательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по нравственному воспитанию дошкольников. Результат проверки показал: во всех возрастных группах педагогами проведена большая работа по данному направлению: - собран обширный материал по данной теме (книги, иллюстрации, карты, картотеки, альбомы, тематические папки, художественная литература, портреты защитников города и т.п.); - с детьми проведены: занятия, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин; - организована работа с родителями: индивидуальные беседы, консультации, наглядная информация, проведены совместное мероприятие (утренник «Наши защитники», тематические беседы); родители привлекались к изготовлению рисунков, поделок. Коллектив принял активное участие в оформлении уголков нравственно воспитания. Цель которых:
Интерес педагогов к заявленной теме подтверждается результатами опроса педагогов, и анализом средовых условий групп. Работа находится на этапе активного развития. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологий, отказаться от привычных форм, развивать изучение механизма и этапов формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству. Второй темой тематического контроля стала «Состояние работы с дошкольниками по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности». Целью контроля стал анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками. По результатам проведенного тематического контроля выявлено: В группах созданы условия для познавательно–поисковой и исследовательской деятельности, имеется некоторые пособия и материалы для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д. ; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д. Во всех группах созданы центры для игр с песком (для всех групп были приобретены столы для рисования песком). Методический кабинет был оснащен комплектами для организации экспериментальной деятельности. Дети имеют открытый доступ к материалам и пособиям. Развивающая предметно-пространственная среда грамотно используется педагогами для работы с детьми по экологическому воспитанию. Многофункциональные календари природы в группах, помогают закрепить знания детей, полученные в процессе наблюдений в природе, дают представления о том, что природные явления можно отобразить с помощью определенных знаков и символов. Анализ бесед, просмотр непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и детей показал, что дети старшей и подготовительной группы принимают участие в экспериментировании, но нуждаются в помощи взрослого, в речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы, делают умозаключения, излагают свои мысли, проявляют инициативу и желание участвовать в практической деятельности. Воспитателям подготовительной группы необходимо разнообразить формы работы и обогатить иллюстрированный материал, для обеспечения личностно ориентированного взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров). В средней и младшей группах дети проявляют познавательный интерес к объектам природы, любознательность, с удовольствием участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, часто задают вопросы, познавательный интерес в наблюдениях проявляется, но не устойчив. Следовательно, воспитателям необходимо чаще применять приёмы обеспечения самостоятельного мышления детей, разнообразить предметный материал, способствующий развитию элементарных навыков обследования. Анализ образовательной деятельности в старшей и подготовительной группах показал качественную подготовку педагогов методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, создание эмоциональной кульминации, свободное владение материалом, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей. Речь педагогов выразительная, эмоционально насыщенная, грамотная. Анализ образовательной деятельности в младшей и средней группах показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление, однако, речь воспитателя подавляет инициативу детей. Анализ календарных планов показал о недостаточном планировании экспериментальной работы с дошкольниками в течение дня. Воспитатели групп планируют опыты-наблюдения, игры-эксперименты, учитывая особенности детей в группах. Воспитатели групп планируют организованную образовательную и совместную деятельность взрослого и детей: беседы и наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на экологические темы, дидактические и подвижные игры, опыты, экологические досуги, труд в уголке природы. Воспитатели планомерно ведут работу с родителями. Выставлены стихи на экологическую тематику на информационных стендах, подготовлены консультации «Учим ребенка ухаживать за комнатными растениями», «Правила поведения в природе», «Зеленый мир в твоем окне», «Экологическое воспитание, воспитание нравственности духовности и интеллекта», «Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений». Оперативный контроль – осуществлялся еженедельно. Цель оперативного контроля – путем наблюдения выявить незначительные недостатки в деятельности педагогов, а затем оперативно их устранить с помощью рекомендаций и советов. Для этого разработан журнал, где составлена циклограмма проведения оперативного контроля на учебный год, так же фиксируются результаты проверки, пишутся отзывы и рекомендации.
Вывод – В ДОУ правильно и четко организован контроль, что является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, это повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.
Анализ изучения и диссеминации передового педагогического опыта работы. МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20 создает условия для совершенствования профессиональной компетентности педагогов. В течение года педагоги посещали открытые занятия, МРЦ, семинары, мастер-классы, научно-практические
Циклограмма методической работы 2018 – 2019 уч. год
Участие педагогов в методической работе за 2018- 2019г
Аттестационные процессы и повышение квалификации педагогов
Форма 2
Анализ реализации образовательной Программы дошкольного образования за 2018-2019 уч. год Анализ реализации образовательной области по познавательному развитию. Традиционно важную роль в развитии интеллекта ребенка играет формирование математических представлений. Применительно к математическому содержанию формирование умения учиться, помимо рефлексии, лежащей в основе мышления, предполагает развитие: -элементарных форм интуитивного и логического мышления, и соответствующего им математического языка; - мыслительных операций (анализа и сравнения и т.д.); - умение оперировать знако-символическими средствами, выражать содержание (явления, объекты и т.д.); -начал творческой деятельности (пространственного воображения, представление информации). Программа формирования математических представлений детей имеет несколько уровней. 1 - обязательный уровень, для усвоения всеми детьми группы к концу года; 2 - «зона ближайшего развития». Этот уровень включает материал, обеспечивающий пропедевтику усвоения наиболее фундаментальных понятий. В младшей группе воспитатели начинали работу с самого простого: с сенсорики, классификации, сериации предметов по разным признакам. Чрезвычайно важный момент в их работе - это эмоциональный фон. Педагоги успешно справлялись с этим за счет продуманной мотивации. Вся работа в течение года проводилась на хорошем методическом уровне, строилась в занимательной игровой форме. Воспитатели средней группы включали математическое содержание в контекст разнообразной продуктивной деятельности детей, использовали математические игры, повышали мотивацию посредством создания информативных образов. С начала года, с вновь поступившими детьми, воспитатели старшей группы совершенствовали навыки обработки информации, синтеза в их сознании первичного целого образа мира; умения сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные зависимости, отражать обратимость и необратимости процессов. При такой системе дети проявляли высокую познавательную активность, исследуя предметы, их свойства и качества, дети пользовались разнообразными обследовательскими действиями; научились группировать объекты по цвету, форме величине, назначению, количеству; составлять целое из 4-6 частей; осваивали счет. Дети усваивали представления о числе, как точке числовой прямой, отрицательных числах, измерении, сохранении количества и т.д. Работая вдумчиво, творчески, воспитатели подготовительной группы в течение года формировали у детей систему элементарных представлений, предпосылки математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Педагоги использовали методы и приемы обучения, стимулирующие познавательную активность детей, наводя на поиск нестандартных решений. Познавательный материал не давался детям в готовом виде, а постигался путем самостоятельного анализа, выявления существенных признаков. Этому способствовало создание развивающей среды в группе, предполагающей разнообразное самостоятельное экспериментирование детей. Воспитатели расширяли активный и пассивный словарь детей, вводя в него математические термины, формируя навыки учебной деятельности, используя современные формы организации обучения, такие как, организации сотрудничества с детьми, поиска решений поставленных задач совместно с взрослыми и сверстниками. На занятиях по математике, воспитатели использовали разнообразный дидактический материал, учебные приборы (счеты, мерные кружки, весы, таблицы, схемы, индивидуальные рабочие тетради). Детей учили работать с моделями, знаками, строить продуманный план действий, подчиняться заданным правилам. В соответствии с возможностями ребенка воспитатели создавали условия для развития графических навыков детей. По познавательному развитию есть дети, которые имеют низкий уровень развития. С такими дошкольниками проводится индивидуальная работа в течение учебного года. На прогулках и индивидуальных занятиях воспитатели и специалисты предлагали дифференцированные задания с учетом их возможностей и склонностей к тому или иному занятию. Воспитателями спланирована работа по пробелам знаний по каждому разделу программы, проведены индивидуальные консультации с родителями, рекомендованы игры, на развитие познавательных способностей детей, предложен список детской литературы для чтения, пересказа, заучивания наизусть, а также предлагали в помощь родителям сами книги, игры.
Анализ реализации образовательной области по речевому развитию Педагоги обеспечивали возможности для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи. Совместная деятельность с детьми по развитию речи проходили в форме занимательной увлекательной игры. Воспитатель младшей группы проводил речевую работу, используя разнообразный материал и приемы (песни, рифмовки, речитативы, мимические игры), помогающие в запоминании новых слов и песен. В речевых и звукоподражательных играх они успешно развивали чувствительность к смысловой стороне языка. Воспитатель младшей группы погружал дошкольников в языковую среду, проводя большую работу над звукопроизношением, развивая речевой слух, формируя правильное звуко- и словопроизношение. Дети средних дошкольных групп понимают речь, отражающую игровую, учебную, бытовую сферу деятельности. Воспитатели старшей группы специальное внимание уделяли развитию монологической речи: планированию индивидуальной и совместной деятельности, обмену мнениями и информацией, осуждению общих дел. Работа по формированию грамматического строя речи у детей также проводилась в повседневной жизни, в общении с взрослыми, друг с другом. Педагогам необходимо больше внимания уделить коррекции построения предложений, начать работу с мнемотаблицами. Анализ реализации образовательной области по социально-коммуникативному развитию. Деятельность педагогов по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает:
Для реализации работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников по такой системе созданы следующие условия:
При создании развивающей предметно-пространственной среды, коллектив ДОУ руководствуется нормами, отражёнными в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Все части пространства могут изменяться по объёму – сжиматься и расширяться, то есть имею подвижные трансформируемые границы: легкие ширмочки, заборчики, цветные шнуры, мягкие модули. Игровая мебель и оборудование располагаются так, чтобы оставалось достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Дети должны иметь возможность заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Подбор дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка. В группах создано: пространство для режиссёрской игры; пространство для ролевой игры; пространство для конструирования; свободное пространство для подвижных игр.
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Большое значение в работе по развитию социально- коммуникативных умений дошкольников имеет совместная деятельность детей и взрослых. Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников: групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (ООД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей. Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности. Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях: Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание. Педагоги нашего ДОУ используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры. Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейшей образовательной деятельности. Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствующие не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей на прогулках, в свободное время. Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. Задачи патриотического воспитания.
Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми. Данная работа проводится через:
Трудовое воспитание Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье. Задачи трудового воспитания
Формы организации трудовой деятельности: «Дежурство» «Поручения» «Коллективный труд» Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии с другими специалистами: музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания. Анализ реализации образовательной области по физическому развитию. По сравнению с началом учебного года показатели физического развития детей стали выше, что свидетельствует о систематической работе инструктора по физическому воспитанию и воспитателей по данному разделу программы. По данным диагностики выявлены дети, имеющие низкий уровень физического развития, это дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья: дефицит массы тела, часто болеющие. Воспитатель по физической культуре спланировала работу по развитию таких качеств как выносливость, быстрота, ловкость. Таким образом, взаимопросмотр ООД, проведение открытых мероприятий в течение года, итоговые занятия в конце года, данные диагностики позволяют сделать выводы о системном и интегрированномподходе в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Анализ реализации образовательной области по художественно-эстетическому развитию. По результатам выполнения программы, анализа выполнения детских работ по ИЗО-деятельности воспитатели отметили, что дети справились с требованиями программы своей возрастной группы. В ДОУ ведется работа по обучению рисованию не только традиционными способами, но также рисование ладошками, с применением ватных палочек, шаблонов и т.д. Занятия по рисованию, лепке, аппликации всегда находят положительный отклик у детей, желания рисовать, раскрашивать. Воспитатели организуют выставки детей и родителей. Задача организации театральной деятельности и формирования у детей выразительности движений решалась в разделе «Инсценировки сказок силами детей»: музыкальный руководитель совместно с воспитателями создавала оригинальные по содержанию инсценировки, с развернутыми музыкально-двигательными сценами, речевыми диалогами, песнями. Театрализованные постановки по сказкам получили высокую оценку наших зрителей: родителей и приглашенных гостей. Дети в течение года проигрывали сюжеты спектаклей в свободной игровой деятельности, подражая понравившимся персонажам. Для повышения качества образования театральной деятельности необходимо также планировать и организовывать работу с детьми, имеющими сложности в усвоении программы, а также работу с детьми, имеющими высокие музыкальные способности, составить план социального взаимодействия для развития творческих способностей дошкольников.
Проанализировав данные по выполнению программы, следует отметить, что есть направления работы, над которыми необходимо вести более углубленную работу: По познавательному развитию - поддержка детской инициативы через создание разнообразных условий и ситуаций как в специально организованной деятельности, так и в совместной По речевому развитию –необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее превентивных аспектов По социально-коммуникативному развитию -в работе с детьми по социально-коммуникативному развитию использовать игровые технологии, планировать коммуникативные игры на создание эмоционального комфорта детей в течение дня.
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Там он приобретает первоначальный опыт общения, положительное самоощущение и уверенность в себе, у ребенка возникает чувство доверия к окружающему миру и близким людям. Семья и детский сад - одна из первых ступеней преемственности в процессе воспитания и обучения. Задачи и конкретное содержание плана работы с родителями тесно связано с планом образовательно-воспитательной работы детского сада и строится по трем основным этапам деятельности: - изучение семей воспитанников; - проведение работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей; - создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий (праздников, консультаций, выставок детского рисунка, совместного просмотра театрализованной деятельности). В течение учебного года педагоги дошкольного отделения проводили большую работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей: - информировали о Нормативных основах прав детей; - вовлекали членов семей в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках детского рисунка и других мероприятий детского сада; - совместно с родителями разрабатывали общегрупповые традиции, организовывали праздники, спортивные соревнования. Сотрудничество семьи и детского сада предусматривает «прозрачность» всего учебно-воспитательного процесса. В связи с этим мы постоянно информировали родителей о содержании, формах и методах работы с детьми, стремились включать родителей в процесс общественного образования их детей путем организации игровых семейных конкурсов, семейных альбомов, газет и т.д. - Оформленная наглядная информация для родителей отвечала общим требованиям, предъявляемым к оформлению учреждения. Вся работа дошкольного отделения строилась на: - установлении партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; - объединении усилий для развития и воспитания детей; - создании атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; - активизации и обогащении воспитательных умений родителей, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях. - особое внимание уделялось организации индивидуальных консультаций и доверительных бесед по инициативе родителей, педагогов, медиков; - работал консультационный пункт, где родители могли получить необходимый совет, помощь от специалистов, работающих в детском саду - в течение года родители имели возможность быть не только наблюдателями, но и активными участниками жизни группы: это присутствие родителей на праздниках, презентациях проектов, Днях открытых дверей; свободное посещение занятий, прогулок и других моментов жизнедеятельности детей в детском саду, проводились праздники, спортивные развлечения с папами, мамами. Стал хорошей традицией показ детских спектаклей и инсценировок, концертов для родителей и сотрудников детского сада. Групповые собрания проводились 4 раза в год. В дошкольном отделении использовались эффективные формы работы с родителями: в каждой группе были организованы выставки творческих работ детей и совместных с родителями работ. Результаты анкетирования, проведённые в течение учебного года, позволяют сказать, что родители положительно оценивают работу коллектива детского сада, выражают свою благодарность педагогам и всему детскому саду. Усилия педагогического коллектива были направлены на то, чтобы совершенствовать подходы в работе с родителями, найти более эффективные формы взаимодействия с семьей. Вывод: Вся работа детского сада строилась на установлении родительско-педагогического партнёрства с семьей каждого воспитанника, объединении усилий для развития и воспитания детей, создании атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
|
![]() ![]() Доступность для инвалидов Консультативно-методический центр Ресурсный центр Антикоррупция Правовая безопасность Контакты Отзывы и предложения Календарь памятных дат военной истории Отечества Независимая оценка качества оказания услуг Новости и объявления |