Горноуральский городской округ
с. Николо-Павловское
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 20

(3435) 91-54-39

Воспитание творчеством: Песочная терапия

Песочная терапия (Sandplay, или Игры с песком) - одна из самых интересных и перспективных методик психотерапии.

В чем же заключается этот удивительный метод? Клиенту (и, кстати, совершенно необязательно ребенку - песочная терапия успешно применяется и со взрослыми) предлагается создать композицию в специальном ящике с использованием материала, которым является как сам песок, так и огромное количество (на выбор) миниатюрных фигурок.

Эти фигурки должны быть предоставлены в разнообразии, включающем разные группы объектов: люди, животные, растения, вещи и предметы быта, символические предметы и т.д. Из всего этого ребенок создает свою собственную картину мира на текущий момент.

Чаще всего в детском возрасте игры в такой «песочнице» являются динамическими: ребенок не просто создает временной разрез своей картины мира (это чаще происходит со взрослыми), но и разыгрывает отдельные ситуации между объектами, участвующими в композиции.

На эти маленькие инсценировки стоит обратить особенное внимание: именно таким образом ребенок «рассказывает», как он на самом деле воспринимает ту или иную ситуацию (конфликты родителей, обстановку в детском саду или школе).

Самое привлекательное в данном направлении арт-терапии - отсутствие обязательной интерпретации происходящего. Конечно, такую интерпретацию вам даст квалифицированный арт-терапевт. Но «песочница» психологически целительна сама по себе!

Ведь не зря человек уже на протяжении многих сотен лет так тянется к песку, а дети даже обычные дворовые песочницы выбирают любимым местом для игр.

Именно песок легко становится для ребенка средством выражения невербальной экспрессии: принимая практически любую форму (особенно если задействовать воду), он является своеобразной плоскостью для воплощения фантазий ребенка.

К этому прибавляется и исключительный психотерапевтический эффект самого прикосновения к песку. Психологи считают, что помимо преодоления трудностей, такие «игры с песком» развивают мелкую моторику руки, творческий потенциал ребенка, пространственное восприятие и образно-логическое мышление.

Также подчеркивается и более глубокое влияние песочной терапии: гармонизация внутреннего мира ребенка, усвоение моральных норм и принципов добра и зла.

Если у ребенка действительно имеются проблемы, требующие вмешательства психолога или психотерапевта, имеет смысл обратиться за консультацией к профессионалу, занимающемуся песочной терапией.

Однако можно заниматься такими «играми с песком» и дома, для общего развития ребенка и профилактики коммуникативных нарушений. Для этого нужно соорудить дома маленькую «песочницу».

Она представляет собой ящик (стандартная пропорция основания 70/60 см с высотой стенки не более 15 см) голубого цвета (традиционный цвет для работы с подсознанием; может являться символом воды или воздуха).

Песочницу необходимо заполнить чистым мелким песком наполовину. Если вы собственноручно собираете песок на пляже, стоит его предварительно просеять и прокалить в духовке!

Также для работы потребуется собрать коллекцию разнообразных фигурок (процесс формирования этой коллекции нередко становится увлекательным занятием для самих родителей). Ее удобнее разбить по группам соответственно символике (животные, растения, человеческие фигурки, природные материалы, сказочные персонажи, здания и так далее).

Стоит отдельно отложить объекты, символизирующие страхи, негативные и положительные эмоции. Коллекция со временем может пополняться.

Когда психотерапевтическое пространство будет сформировано, можно предложить ребенку игру. Ни в коем случае нельзя ее навязывать! Когда возникнет желание, он сам приступит к действиям. За игрой можно наблюдать, задавать вопросы («Почему лисичка зарывается в песок?», «Что чувствует олененок?»), стимулировать активность ребенка.

Не настаивайте на своих интерпретациях, а лучше вообще не озвучивайте их! Уверяю вас, что очень быстро вы войдете во вкус такой роли осторожного наблюдателя и научитесь гораздо лучше понимать своего ребенка.

Кстати, если будет свободная минутка - можно и самой позаниматься в такой песочнице. Это снимет эмоциональное напряжение и позволит лучше понять собственные мотивы и скрытые желания.

Рекомендуемый возраст терапии - от трех лет. Песочницу без использования фигурок (простые манипуляции с песком) можно вводить и раньше, начиная с 6-8 месяцев.





70 леи победы
Доступность для инвалидов
Консультативно-методический центр
Ресурсный центр
Антикоррупция
Правовая безопасность
Контакты
Отзывы и предложения
Календарь памятных дат военной истории Отечества

Новости и объявления